ГлавнаяОсновы баз данных → Урок 4. Концептуальная модель базы данных

Базы данных - Урок 4. Концептуальная модель базы данных

Концептуальная модель - это отражение предметной области, для которой разрабатывается база данных. Не вдаваясь в теорию, отметим, что это некая диаграмма с принятыми обозначениями элементов. Так, все объекты, обозначающие вещи, обозначаются в виде прямоугольника. Атрибуты, характеризующие объект - в виде овала, а связи между объектами - ромбами. Мощность связи обозначаются стрелками (в направлении, где мощность равна многим - двойная стрелка, а со стороны, где она равна единице - одинарная).

Давайте в качестве примера рассмотрим интернет-магазин. У магазина есть товары, которые поставляются поставщиками и покупаются покупатели. Это можно представить тремя объектами и двумя связями:



Но как поставщик поставляет товары? Он делает поставку, которая подтверждается документом. Аналогично и покупатель делает покупку, которая также может подтверждаться документом. Таким образом, поставка и покупка могут рассматриваться, как самостоятельные объекты:



Теперь у нас пять объектов и четыре связи. Две связи "один ко многим" (один поставщик может осуществить несколько поставок, но каждая поставка осуществляется только одним поставщиком, аналогично и для связи Покупатель - Покупка) и две связи "многие ко многим" (каждая поставка может содержать несколько товаров, а один и тот же товар может содержаться в нескольких поставках, аналогично и для связи Покупка - Товар).

Но связи "многие ко многим" недопустимы в реляционной модели, поэтому каждую такую связь надо заменить на две связи "один ко многим". Делается это добавлением промежуточного объекта:



Таким образом, у нас появилось еще два объекта - журнал покупок и журнал поставок, со связями "один ко многим" (один журнал поставок может включать несколько поставок, но каждая поставка может входить только в один журнал, аналогично и для остальных).

Каждый объект нашего магазина имеет свои атрибуты:



Вот собственно мы и создали концептуальную модель базы данных магазин, вернее ее части, ведь в магазине еще есть сотрудники, склады, доставка товаров и т.д.

Вообще, если предметная область обширная, то ее полезно разбить на несколько локальных предметных областей (наша концептуальная модель отражает именно локальную предметную область). Объем локальной области выбирается таким образом, чтобы в нее входило не более 6-7 объектов. После создания моделей каждой выделенной предметной области производится объединение локальных концептуальных моделей в одну общую, как правило, довольно сложную схему.

Для наших учебных целей, мы ограничимся созданной моделью. Теперь нашу концептуальную модель надо преобразовать в реляционную модель данных, т.е. в уже известные нам таблицы, поля, ключи и т.д. Этим мы и займемся на следующем уроке.



Предыдущий урок Вернуться в раздел Следующий урок 
Программирование на Python для начинающих


Теперь нажмите кнопку, что бы не забыть адрес и вернуться к нам снова.